Традиции подготовки к армянской свадьбе

Традиции подготовки к армянской свадьбе

Прелесть армянских свадеб состоит в том, что они и по сей день проводятся по строго определенным канонам, сформировавшимся очень и очень давно… Вообще, армянская свадьба – яркое, впечатляющее и запоминающееся зрелище. Несмотря на то, в какой части земного шара она справляется (в маленьком армянском селении, Ереване, Москве, в Ташкенте или даже Нью-Йорке) и, несмотря на уровень обеспеченности собирающихся породниться семей, армяне готовы ради такого события «выложиться» до последнего. Потому что свадьба – самый главный и масштабный из всех семейных праздников. К нему готовятся долго и тщательно, впрочем, тщательность является одной из характерных черт армянского народа.

Сватовство

К счастью, сейчас большинство браков заключается по взаимной договоренности молодых людей, поэтому процедура сговора или обручения (так называется у армян сватовство) зачастую носит формальный характер, однако считается обязательной. Да и действительно – что за свадьба без сватовства?

Заручившись согласием девушки, юноша сообщает матери, о своем намерении жениться. Мать, в сою очередь, говорит об этом с мужем – отцом семейства. А после этого готовят сватов. Сватов в Армении называют по-разному: в Вайтоц-дзоре – патгамахос, в Лори – хнамхос, в Шираке – пагтам, в Гехаркунике – ухынкан. В число сватов обычно входят в одних районах родственники жениха – мужчины: брат отца, муж сестры самого жениха, а в других районах родственники жениха – женщины: мать и кто-нибудь из родственниц отца. Со сватами обязательно отправляется также и человек, хорошо знающий обе семьи, так называемый посредник (миджнорд).

В доме девушки родители обычно знают о прибытии сватов, и к тому времени ее отец, со своей стороны, также приглашает двух-трех близких родственников. При входе в дом после обычных приветствий сваты начинают говорить о совсем, казалось бы, посторонних вещах: о различных новостях, об урожае в нынешнем году, о здоровье и так далее. Словно они пришли просто побеседовать и скоротать время. Родители невесты спокойно поддерживают ни к чему не обязывающую беседу и ждут, когда же гости заговорят по существу… Наконец, разговор подходит к главному и один из сватов сообщает о цели из визита: «Мы хотим взять вашу дочь для нашего парня». А иногда и такая фраза звучит очень поэтично, что-то вроде: «Мы пришли, чтобы взять из вашего очага горсть земли». Если отец девушки соглашается на женитьбу, то обязательно спрашивает согласия у своего брата, сыновей, жены и, что особенно важно, у самой дочери. В итоге, когда все заинтересованные лица дают свое согласие, мать девушки накрывает на стол, один из сватов достает бутылку водки и собравшиеся начинают выпивать за успех предстоящего дела. Когда в результате переговоров сваты получают согласие, обе стороны обсуждают дату помолвки.

Стол для приема сватов

Блюда на такой стол подаются не в самом обильном количестве. В Европе подобный ассортимент назвали бы фуршетом. Обычно обходятся без первых блюд, разве что подается пити в горшочках и начинают сразу с основного – с мясных блюд. В некоторых районах не обходятся без всеми обожаемой долмы. Где-то еще хозяйка ставит на стол блюда посложнее, которые не готовятся каждый день. Например, различные кололаки, шашлык или тушеная баранина. Бывает, что на стол сватам подают шашлык, фаршированную индейку, несколько овощных блюд. При приеме сватов обходятся без сладостей. Хозяйка покрывает стол праздничной скатертью, выставляет красивую (не повседневную) посуду. Специально к этому дню печет свежий лаваш или даже праздничный хлеб. По традиции, на столе много зелени и фруктов. Примечательно, что вина при сватовстве не пьют, а предпочитают напитки крепкие – водку или коньяк. За таким столом сидят спокойно, без бурного веселья. Можно даже сказать, по-деловому. Да это и понятно, ведь в ходе трапезы обсуждаются все предсвадебные (да, впрочем, и свадебные) мероприятия. Все тосты имеют значение загадываний и добрых пожеланий, чтобы свадьба удалась на славу и молодые жили вместе долго и счастливо. Руководит застольем отец девушки. Кстати сказать, раньше за таким столом места для матери невесты не было – она лишь подавала блюда, не принимая участия в застолье и обсуждении всех вопросов. Однако этот обычай ушел в далекое прошлое.

После этого родители юноши, в свою очередь, приглашают родителей девушки к себе и угощают их. Вся эта процедура аналогична предыдущей: родители юноши накрывают приблизительно такой же стол (ну разве что чуть-чуть поизобильнее, таким образом, проявляется кавказское честолюбие, в хорошем смысле, конечно), обсуждаются те же вопросы и вспоминаются другие, которые забыли обговорить в предыдущий раз. Мать девушки также раньше не имела права принимать участия в застолье, частенько она даже не могла прийти в дом родителей юноши, но теперь она полноправный (а то и главный) участник переговоров.

Через несколько дней отец жениха вместе с тремя-четырьмя молодыми мужчинами идут в дом невесты. Там они договариваются о дне обручения и о числе гостей с обеих сторон. Эта встреча обходится без обильного застолья – разве что мать невесты угостит посланцев жениха каким-либо легким овощным блюдом и предложит вино.

Обручение

В назначенный для обручения день в доме жениха собираются близкие родственники и обязательно приносят с собой подарки. К этому дню отец жениха режет барана или теленка и покупает много вина. Обручение – обряд очень торжественный, в нем принимает участие достаточно много народу, приглашается много родственников и гостей, поэтому подготовка к обручению лишь немногим уступает по размаху подготовке к самой свадьбе. Сначала все собираются в доме жениха – отец, кавор, близкие родственники, музыканты и холостая молодежь. После небольшого угощения жених вместе с отцом, кавором и близкими родственниками в сопровождении музыкантов и молодежи отправляются в дом невесты. Кавор – центральная фигура на любой армянской свадьбе. В случае отсутствия кавора, его выбирают из числа уважаемых людей – друзей, знакомых или родственников. При этом кавор в армянской семье – это и шафер на свадьбе, и крестный на венчании и потом крестный всех будущих детей у молодоженов, то есть человек, ответственный перед Богом за мир, согласие и благополучие в нарождающейся семье. Теперь вместе со всеми идет иногда и мать жениха, чего раньше не позволялось. Молодежь, держа на головах сини – специальные подносы с подарками, сладостями и фруктами, по дороге танцует и поет. К этому времени уже накрыт торжественный стол в доме невесты, куда гости входят только после того как будет закончен обряд передачи обручального подарка или залога – ншана. После объявления о помолвке тамадой, (в данном случае кавором), жених надевает кольцо (желательно с камнем) на безымянный палец правой руки невесты. Обручальное кольцо на безымянный палец левой руки надевается в церкви во время венчания. День свадьбы также назначается в процессе обсуждения сторонами жениха и невесты. Жена кавора (каворкин) приводит невесту, которая и берет из рук жениха ншан. Кавор наполняет бокалы, и все, поздравляя друг друга с обручением, пьют до дна. Затем начинается общее веселье с песнями, танцами, провозглашением тостов, которое длится около 4-5 часов. По окончании торжества отец жениха и кавор договариваются о дне свадьбы.

«Кройка платья невесты»

В этот день в дом невесты отправляются, со стороны жениха, его мать, жена кавора с купленным для свадебного платья отрезом и родственницы с различными подарками и сладостями. Сам же обряд заключается о том, что жена кавора берет ножницы с целью кроить платье, но потом заявляет, что ножницы тупые, тем самым, требуя вознаграждения за свой труд. И только получив подарки (выкуп), она начинает «кроить» платье для невесты. Этот обряд, как и предыдущие, сопровождается угощением и весельем. Через несколько дней после обручения родители невесты приглашают жениха к себе домой. Он обычно идет с одной из своих родственниц. Они приносят всевозможные сладости и небольшие подарки для младших сестер невесты.

На следующее утро мать невесты раздает принесенные юношей сладости соседям. Это посещение называется ншанацтес – видение обрученной. После него жених свободно навещает невесту вплоть до самой свадьбы. В это время близкие родственники невесты приглашают ее вместе с женихом к себе домой, угощают и преподносят им небольшие подарки. Спустя некоторое время, дней за 15-20 до свадьбы, отец жениха вместе с тремя-четырьмя близкими родственниками идут сначала к кавору, а потом к родителям невесты, чтобы договориться о предстоящих свадебных расходах и о числе приглашенных. Такое посещение называется кьясум ктрел. Отец жениха заранее готовит пригласительные билеты на свадьбу.

«Бритье жениха»

В прошлом обычно совершался обряд «бритье жениха», который теперь почти исчез, поскольку с изменением брачного возраста жених еще до свадьбы начинает бриться, (стоит заметить, что в былые времена практически всегда женихи были настолько молодыми, что первое бритье совпадало с периодом свадьбы). Во время этого обряда жених сидел в окружении азабов (холостой молодежи), которые держали в руках зажженные свечи. Рядом с женихом становился кавор и азаббаши (глава холостой молодежи). Специально приглашенный для этой цели парикмахер начинал брить жениха, несколько раз останавливая работу, ссылаясь на тупую бритву.

После получения выкупа – халата – он продолжал бритье, а в конце работы нередко оставлял часть невыбритой, пока опять не получал выкупа. Интересно, что в некоторых районах Армении при выполнении этого обряда жених садился на перевернутую вверх дном корзину, под которой находилась горящая свеча. Ритуал, очевидно, символизировал посвящение юноши в следующий возрастной класс. Этому отвечал и обряд одевания жениха и невесты. Обязательная деталь свадебного костюма жениха – красный бант слева на груди. В армянских традициях красный бант символизирует непорочность.

Приданное

На протяжении веков, по экономическим причинам, молодоженам приходилось основывать свое собственное хозяйство в составе всего рода в семье, состоящей из трех поколений. Все, что заработали молодые, входило в общий семейный бюджет. Молодая семья не имела права предпринимать какие-то новые инициативы без разрешения старших в доме. За невестой давалось приданое – часть имущества ее семьи в денежном и натуральном выражении. Раньше, отдавая дань традиции, размер приданого обсуждался в шутливо-юмористической форме в доме невесты в присутствии отца жениха и местного священника в качестве «мирового судьи». Однако уже, наверное, лет сто, никто не обсуждает размер приданого. Наоборот, проявляя благородство и выказывая свое отношение к невесте, и жених, и его родители говорят: «никакого приданого не нужно, лишь бы твоя нога ступила в наш дом!».

Свадьба

Свадьбы обычно справляются осенью и вначале зимы, когда закончены полевые работы и закрома были полны всяческого добра, а карасы – молодого вина. Кроме того есть древние армянские медицинские трактаты, в которых говорится о пользе бракосочетания именно осенью или в начале зимы, когда организм насыщен жизненной силой. Приготовления к свадебному пиршеству начинались в четверг и продолжались 7 дней. Вообще в дохристианской Армении число 7 имело магическое значение. Самым старинным способом приглашения на свадьбу было приглашение через музыкантов, когда они поднимались на плоскую крышу дома жениха и играли определенные мелодии, оповещая все село о предстоящей свадьбе в этом доме. Затем, конечно, приглашали каждого гостя. Особо уважаемых и знатных гостей, в том числе, кавора приглашали особой делегацией, посетив его дом и преподнеся красное яблоко – знак особого почтения. Гостей приглашали много, не дай Бог, кого-то забыть! В старину для купцов, путешествующих с караванами и остановившихся на привал в данной местности, посылали угощение, для нищих накрывали стол. Приглашенные со стороны невесты дарили то, что невесте пригодится в новой семье, что она может взять с собой как приданое. Гости со стороны жениха дарили еще более ценные подарки, могущие пригодится в новой семье, но в основном – золотые украшения невесте. Ведь чем больше золота будет на невесте, тем знатнее и респектабельнее покажет себя род жениха. До недавних пор считалось неправильным дарить золото невесте гостям с ее стороны.

Сейчас свадьба обычно начинается в субботу вечером и заканчивается в понедельник утром. Бывает и так, что праздненство начинается в пятницу, потому что понедельник является рабочим днем, и большинство приглашенных гостей не смогут принять участие в третьем дне торжества. В назначенный день в доме жениха собираются его гости, а в доме невесты – ее гости. В обоих домах начинается веселье – играют, поют, танцуют. В доме жениха заранее приготовляют гарсаники мис («свадебное мясо»), для чего режут быка. Этот обряд называется ез ктрел, или мсацун, мисс мортел. В прошлом этот обряд обставлялся особым ритуалом, носящим религиозно-мистический характер. Тогда во время резания быка жених, сделав ножом крестообразный знак на шее животного, клал окровавленный нож в карман, либо смачивал кровью замок, который затем закрывал и хранил при себе, открывая только в брачную ночь. Эти магические действия должны были обеспечить плодородие жениха. Теперь же данный ритуал ограничивается тем, что музыкант, а также тот, кто должен резать быка, поставив ногу на шею связанного животного, говорят, что нож не режет, требуя выкупа. Как и раньше, обряд сопровождается пением и танцами. Хотя в последнее время об этом обряде даже редко вспоминают – далеко на каждой свадьбе есть возможность резать быка, а скорее всего потому, что обряд довольно обременительный и отнимает много времени. В дом невесты в этот день относят часть вина, мяса и других продуктов. Человек (обычно молодой), который относит все это угощение, называется агвес – вестник. Однако в последнее время родители девушки часто отказываются от того, чтобы отец жениха посылал в их дом мясо, напитки, и все расходы праздничного стола берут на себя.

Журнал ХАЧКАР

Свадебная видеосъёмка в Краснодаре | Видеосъёмка свадеб в формате FullHD | Видеосъёмка свадеб | Видеооператор на свадьбу | Оператор на свадьбу | Свадебная видеостудия | Свадебный видеооператор | Свадебный Фильм | Свадебное видео в Краснодаре | Свадебный видеограф.