Народные традиции на осетинской свадьбе

Как празднуется осетинская свадьба?

Осетинская свадьба отличается пышностью. Количество приглашенных превышает 100 человек. Все веселятся и одаривают подарками молодых. Родители жениха и невесты преподносят драгоценности. Остальные же дают деньги.

Во время свадебного торжества новобрачная находится в специально отведенном ей месте. Только спустя несколько часов ее отводят в специальную комнату и разрешают сесть. К ней могут заглядывать гости, чтобы пожелать всех благ и взаимопонимания с новыми родственниками.

Девушка должна стоять молча. Лишь изредка разговаривать ей разрешает свекор после того, как она снимет косынку. Вечером будущий супруг уходит в дом тестя. Там теща готовит для зятя яичницу. Потом устраивается застолье и танцы.

Новобрачные, исходя из традиций, не должны возвращаться в родное жилище на второй день. Они могут приехать домой только на третий день. Но обычно это правило не соблюдается, и супруги возвращаются раньше положенного времени.

Со временем традиции осетинской свадьбы подверглись изменениям, но до сих пор остаются своеобразными. Молодые люди помнят их и строго им следуют.

https://youtube.com/watch?v=byxd00a1Uy0

Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Положение молодой невесты в семье мужа

Несмотря на пышное торжество, жизнь молодой невесты в новой семье не покажется русскому человеку такой безоблачной. Поскольку она окружена запретами и традициями. Например, ей не разрешалось находиться с мужем в общественных местах рядом, ласково обращаться с детьми и брать их на руки в присутствии старших членов семьи мужчины, вести разговор со свёкрами и обращаться к ним по имени также запрещалось. Для русской женщины молодая невеста в семье черкесов – словно бесправный ребенок.

Вес в семье супруга женщина приобретала после рождения первенца, особенно, мужского пола. Несмотря на отсутствие прав у девушки, к ней относились всегда с почтением. У многих семей было принято рыцарство и защита женщин и их чести.

По местным обычаям, не позволялось бить или оскорблять женщину. Грубые разговоры и взаимные оскорбления в присутствии женского пола в черкесском обществе были немыслимы. В присутствии женщин даже к лошадям не применялись плети во избежание грубостей. При переезде их сажали таким образом, чтобы они не видели основных грубых действий по отношению к животным со стороны мужчин.

Черкесская свадьба могла продолжаться вплоть до нескольких недель и сопровождалась играми, танцами и весельем. Стоит отметить, что столы для женского и мужского пола накрывались в разных помещениях. А молодой невесте доступа даже к женскому столу не было предусмотрено.

Во время торжества ей приносили еду в комнату, при этом супруга она видеть не могла. Его самого дома обычно в такие моменты не было, он коротал время у друзей или дальних родственников. Традиция не изжила себя и соблюдается до сих пор в некоторых черкесских поселениях.

Образ невесты в восточном стиле

Многие невесты восхищаются красотой и уникальностью восточных красавиц, мечтая почувствоваться себя на их месте. Именно поэтому некоторые молодожены решают провести свадьбу в восточном стиле, позаимствовав часть культуры мусульманских стран. Портал о свадьбах svadbagolik.ru уверен, что вы можете без труда подобрать для себя свадебное платье в восточном стиле, чтобы проникнуться атмосферой и получить неповторимые фото.

Советы по созданию восточного образа:

Если вы далеки от мусульманской веры, вам не обязательно следовать всем правилам восточной свадьбы

Вы можете выбрать платье с восточными мотивами, однако вам не обязательно закрывать руки и шею, а также полностью покрывать голову платком, чтобы на свадебных фото вы не выглядели слишком консервативно

Уделите особое внимание подбору аксессуаров в восточном стиле, которые сделают ваш образ более гармоничным. Это могут быть серьги, объемное ожерелье, которое вполне можно надеть поверх платья с закрытой горловиной, а также пояс из камней и многочисленные браслеты

Финальной изюминкой образа может стать яркий восточный макияж, в котором обычно делают акцент на глаза, ведь именно они являются зеркалом души: через них невеста демонстрирует любовь и уважение к своей половинке.

Наряд осетинской невесты и жениха

Платье будущей супруги отличается своей уникальностью и красотой. В нем она выглядит прекрасно. Это придает образу величественность, статус и изысканность.

Существует несколько особенностей нарядов.

  1. У осетин наряды включают несколько элементов. Он состоит из рубашки, корсета, распашного платья, кафтана, шапочки и фаты. Особое место занимает кафтанчик. Его шьют из дорогих тканей — шелка, атласа или бархата. Обязательно наносятся декорации из золотой нити.
  2. Наряд осетинки украшается нагрудником, на котором есть застежки. Они не выполняют никакой функции и используются лишь в качестве составляющего элемента.
  3. Крой у распашного платья характеризуется строгостью. Он должен скрывать пятки, руки, область груди и плеч. Но при этом платье красиво облегает фигуру. Чтобы выделить талию, надевается пояс.
  4. Голова невесты покрывается шапочкой и фатой. Таким образом, она защищает себя от злых взглядов.
  5. Невесты часто надевают платья светлых тонов, которые украшены различными орнаментами.

Если говорить об образе жениха, то он надевает строгий костюм. Он ничем не отличается от русского костюма и состоит из светлой рубашки, галстука или бабочки, пиджака и брюк темных оттенков.

Осетинская свадьба отличается роскошностью, дороговизной и необычностью. Ее традиции никого не оставят равнодушными. Молодые люди до сих их чтят и уважают, тем самым защищая свои семьи от печали, невзгод и влияния нечистых сил.

Процесс сватанья

Осетин самостоятельно ищет себе пару. При выборе он учитывает несколько моментов. Девушка должна быть скромной, хорошей домохозяйкой и рассудительной, а также уметь вышивать и создавать качественное рукоделие. Речь о красоте заходит в последнюю очередь. Если девушка не отличается ни одним качеством, то даже самая красивая внешность не поможет удачно выйти замуж.

Осетинам запрещается создавать родственные браки. Отбор невесты проходит тщательно. Нельзя регистрировать брак однофамильцам, а также тем, у кого бабушки произошли из одного рода.

После того как избранница найдена, молодой человек знакомит её с родителями. Если семья одобрила выбор сына, в дом девушки засылают сватов.

Выбор сватов — довольно щепетильный вопрос. Ими могут стать люди, которые обладают такими качествами, как коммуникабельность и толковость. Они должны разбираться в традициях, иметь хорошее чувство юмора. Сватам необходимо убедить родителей девушки в том, что ее избранник достоин ее и лучше остальных во всем.

Сватами становятся друзья, близкие родственники семьи жениха. Они считаются желанными гостями в доме. Но с первого раза им никто ответ не даст. Согласие на брак дается только после второй или третьей встречи.

После этого родителями обсуждается размер калыма. Как только семья получит оговоренную сумму, назначается даты торжественного события. Решение считается окончательным только после того, как был передан калым. Если денежное вознаграждение не было отдано вовремя, то намерения парня считаются несерьезными. Этот момент станет причиной для разрыва отношений, ведь жених нарушил данное слово.

Считается, что выполнение всех традиций полностью меняет жизнь девушки. Как только она получила статус невесты, ей запрещается посещать любые увеселительные мероприятия.

Приход за суженой

Еще несколько лет назад свадьба в Осетии праздновалась в доме жениха. На мероприятие приглашали много гостей. Праздничный стол ставился во дворе. В современное время молодые люди предпочитают отмечать свадьбу в ресторане.

Осетинскую свадьбу условно разделяют на два вида: торжество жениха и невесты. Утром родные будущего супруга, соседи и друзья приходят в его дом. Старший из шаферов решает, кто поедет в кортеже за невестой, а также дает несколько инструкций. В обязательном порядке за девушкой едут родители, старший и младший шаферы. Свита дарит избраннице жениха пироги, торты, сладости и алкогольные напитки.

Их встречают возле порога с бокалами вина. Гости желают жениху и невесте добра, счастья и долгой любви. Потом все заходят в дом. Невеста занимает видное и почетное место. Но через несколько минут ее уводят в соседнее помещение, где она сможет переодеться в свадебное платье.

Как проходит сватовство и помолвка

Раньше у осетин незамужние девушки вели затворнический образ жизни, что исключало любое сомнение в их моральных качествах – чаще всего парни могли непринуждённо общаться с девушками только на специальном гулянии (хъазт).

На посиделках собирались только люди, не связанные узами брака, что позволяло подобрать себе пару. Мужчина приходил на такое мероприятие только если чувствовал потребность в создании семьи. Он должен был быть уверен, что готов взять на себя ответственность за обеспечение жены и детей

При этом важно, чтобы парень имел хороший заработок и место, куда мог привести супругу

Парень мог посетить несколько праздников, присматриваясь к девушкам. Когда одна из них казалась ему привлекательной, он сообщал об этом родственникам. Они собирали информацию о девушке, узнавая, насколько она соответствует требованиям, которым должна соответствовать хорошая жена:

  • скромность;
  • умение создавать качественное рукоделие;
  • хорошая, рассудительная хозяйка.

И только после этого речь могла идти о красоте. Если же девушка не имела особых задатков, которые требуются для жены, то даже самая привлекательная внешность не могла ей помочь удачно выйти замуж

Ведь для семьи было важно, чтобы новый её член был равноправным, а не паразитировал на других людях. Развитию трудолюбия и сдержанности в отношении красоты способствовало и то, что представители высшего сословия осетин (Алдары) предпочитали заключать браки между собой

Если же это было невозможно, то искали жену среди княжон других племён.

Под это определение попадают все однофамильцы и те, кто ведёт своё происхождение от одного предка. Это соблюдают по отцовской и материнской линии. Также не рекомендовалось жениться людям, у которых бабушки из одного рода.

Если родственники одобрили выбор мужчины, то приступают к сватовству. Для этого приглашают друзей или родных, которые добились уважения среди народа. Сваты посещают дом девушки три раза, и только после этого получают ответ. При этом каждый раз глава семейства, принимая делегацию, вежлив и обходителен, давая понять, что он не против свадьбы дочери.

Но при этом мужчина уклоняется от прямого ответа до завершения третьей встречи. Эта традиция соблюдается даже если отец с самого начала планировал дать отказ. Одним из первых и самых важных вопросов, которые обсуждают на этих встречах, – это размер калыма. В зависимости от того, согласны ли сваты с назначенной суммой, и как быстро жених может собрать её, зависит периодичность посещений дома невесты.

На последней встрече глава семьи озвучивает окончательное решение, после этого назначают дату свадьбы. Решение считается окончательным только после того, как в семью девушки передадут залог. Если этого не сделают в оговорённые сроки, то родственники могут посчитать парня несерьёзным.

Как проходит сватовство и помолвка

Раньше у осетин незамужние девушки вели затворнический образ жизни, что исключало любое сомнение в их моральных качествах – чаще всего парни могли непринуждённо общаться с девушками только на специальном гулянии (хъазт).

На посиделках собирались только люди, не связанные узами брака, что позволяло подобрать себе пару. Мужчина приходил на такое мероприятие только если чувствовал потребность в создании семьи. Он должен был быть уверен, что готов взять на себя ответственность за обеспечение жены и детей

При этом важно, чтобы парень имел хороший заработок и место, куда мог привести супругу

Парень мог посетить несколько праздников, присматриваясь к девушкам. Когда одна из них казалась ему привлекательной, он сообщал об этом родственникам. Они собирали информацию о девушке, узнавая, насколько она соответствует требованиям, которым должна соответствовать хорошая жена:

  • скромность;
  • умение создавать качественное рукоделие;
  • хорошая, рассудительная хозяйка.

И только после этого речь могла идти о красоте. Если же девушка не имела особых задатков, которые требуются для жены, то даже самая привлекательная внешность не могла ей помочь удачно выйти замуж

Ведь для семьи было важно, чтобы новый её член был равноправным, а не паразитировал на других людях. Развитию трудолюбия и сдержанности в отношении красоты способствовало и то, что представители высшего сословия осетин (Алдары) предпочитали заключать браки между собой

Если же это было невозможно, то искали жену среди княжон других племён.

Под это определение попадают все однофамильцы и те, кто ведёт своё происхождение от одного предка. Это соблюдают по отцовской и материнской линии. Также не рекомендовалось жениться людям, у которых бабушки из одного рода.


Если родственники одобрили выбор мужчины, то приступают к сватовству. Для этого приглашают друзей или родных, которые добились уважения среди народа. Сваты посещают дом девушки три раза, и только после этого получают ответ. При этом каждый раз глава семейства, принимая делегацию, вежлив и обходителен, давая понять, что он не против свадьбы дочери.

Но при этом мужчина уклоняется от прямого ответа до завершения третьей встречи. Эта традиция соблюдается даже если отец с самого начала планировал дать отказ. Одним из первых и самых важных вопросов, которые обсуждают на этих встречах, – это размер калыма. В зависимости от того, согласны ли сваты с назначенной суммой, и как быстро жених может собрать её, зависит периодичность посещений дома невесты.

На последней встрече глава семьи озвучивает окончательное решение, после этого назначают дату свадьбы. Решение считается окончательным только после того, как в семью девушки передадут залог. Если этого не сделают в оговорённые сроки, то родственники могут посчитать парня несерьёзным.

Культура

Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.

Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.

Гостеприимство

Осетинские традиции и обычаи строго соблюдаются из поколения в поколение. По закону, никто и ни при каких обстоятельствах не смеет обидеть гостя. Если такое случалось (что было большой редкостью), все селение собиралось для суда над виновным, выносился приговор, виноватому связывали ноги, руки и сбрасывали со скалы в реку.

Гостя хозяин защищает и скорее он умрет, чем выдаст постучавшего в дом по необходимости. Осетины щедры и оказывают честь переступившему порог их дома. Встречают они гостя с такими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое!»

Если гость остается на ночь, то хозяин обязан заколоть барана, даже если у него на данный момент есть свежее мясо.

Отказать человеку, постучавшему в дом, никто не посмеет. Закон гостеприимства для осетин свят. Ели хозяин принял у себя в доме неизвестного человека, а потом узнал, что он является его кровным врагом, которому нужно отомстить, и в этом случае хозяин радушно угощает пришедшего и обязательно приютит его.

Процесс снятия фаты

Одним из важных этапов считается снятие фаты с невесты. Проводится он молодым юношей, который относится к друзьям или родственникам жениха. С помощью специального флажка он проводит ритуал. Парень водит его над головой новобрачной три раза.

Во время совершения обряда он должен пожелать счастья, благополучия, рождения сыновей и одной дочки. Потом он приподнимает фату. Все приглашенные гости должны увидеть лицо невесты.

Также осуществляется еще один обряд. Смысл заключается в том, что невеста должна угостить свою свекровь смесью из топленого масла и меда. Потом баночку с содержимым крадут мальчишки. Таким образом они хотят получить выкуп.

Жилище осетин

Дома осетин называются сакля. Они строились близко друг к другу и так, что одна постройка размещалась над другой. Кровля нижних построек служит двором для верхних. Строились сакли двухъярусными. Нижний этаж использовался для хозяйства и размещения скота. Верхний этаж — для жилья семейства.

Кровля у такого жилища была плоской и служила:

  • для сушки зерна;
  • в качестве поверхности для молотьбы хлеба;
  • для валяния шерсти;
  • танцплощадкой во время праздников.

Полы в сакле — земляные. Сама она делилась на несколько помещений. Главное помещение называлось — хдзар. Здесь горел очаг. И сегодня большая часть жизни семьи проходит здесь:

  • готовится пища;
  • осуществляется совместная трапеза;
  • хозяйки штопают и шьют;
  • изготавливают хозяйственную утварь.

Гости всегда обращают внимание на очаг. По осетинским обычаям и традициям он располагается в центре хдзара

Над очагом висит железная цепь, которая закреплена на перекладине вместе с котлом, служащим для приготовления еды.

По линии очага хдзар делится на две части. Одна — женская, вторая — мужская. На мужской половине мебели больше. Ни женщины, ни мужчины не имеют права заходить на чужую сторону. Собирались в основном у очага, чтобы пообщаться и погреться, или за круглым столом на трех ножках.

История происхождения

Происхождение осетин (самоназвание, ирон, дигорон) уводит в далекое прошлое. Аланы, предки современных осетин, впервые появились в I веке нашей эры вблизи Византии, занимая территории северо-восточных границ Римской Империи. «Суровые и воинственные», как их назвал в свое время Лукиан, аланы совершали набеги на соседние государства.

Эти средневековые племена общались со многими народами, то заключая с ними мирные договоры, то сталкиваясь на поле брани. Таким образом, история алан тесно переплелась с историей народов не только Кавказа, но и Юга России. И именно эти народности, которые расселялись по верховьям Кубани и Терека, дали начало истории современных осетин.

Учеными доказана четкая преемственность: скифы — сарматы — аланы — осетины. Скифы, совершившие победоносные походы в Малую Азию, создавшие искуснейшие золотые украшения, еще в VIII веке до нашей эры селились в Крыму и Северном Причерноморье, по нижнему течению Дона и Дуная.

В начале IV века царь скифов Атей, объединив племенные союзы, создал могучее государство. Но в III веке на них напали сарматские племена, часть скифов рассеялась, а другая, более значительная, образовала скифо-сарматское царство. Вскоре в него вошли готы, затем — гунны, вовлекшие всех в Великое переселение народов. Но из скифо-сарматского государства вышли самые стойкие аланы, часть из них ушла с гуннами на Запад, а другая, уйдя в предгорья Кавказа, соединилась с местным населением.

Она и дала начало будущему государству Алания. Когда в Аланию вторгся Чингисхан со своей ордой и захватил равнинные плодородные земли, остатки разгромленного им аланского войска отошли в горы. Целых пять столетий аланы не появлялись на исторической сцене и возродились под именем осетин. Осетинами аланов стали впервые называть их соседи — грузины, с этим именем они и вошли в состав России в XVIII веке, и история Осетии стала общей историей с Россией.

На 2018 год численность осетинской национальности составляла около 702 тысяч человек. Сегодня есть много мест в СНГ и других странах, где живут осетины: не только в горах Южной и Северной Осетии, но и в Грузии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, России, Турции.

Сословное деление

Осетины, согнанные в горы, очень трудно осваивались в новых условиях. Путешественники, которые редко забредали в эти суровые места, вспоминают об этой стране как о замкнутой и недоступной даже для врагов, поскольку их отпугивали покрытые льдами горы, тесные и высокие утесы и скалы, реки с большим течением. Леса было мало, печи топили кизяком. Почвы неплодородные, вымороженные, поэтому родились только пшеница, овес и ячмень. В XVII—XVIII вв. у осетин образовалось пять основных групп, которые отличались и по бытовому укладу, и по языку.

Позднее князья из соседней Кабарды стали владеть выходами из ущелий, где жили осетины, просили с них дань. Наибольшее влияние кабардинцы оказали на своих ближайших соседей — дигорцев, немного меньше — на тагаурцев. У куртатинцев не было выработано сословного деления, но оно и не отрицалось. И только самые дальние от Кабарды алагирцы, полностью отрицавшие сословное неравенство, сохранили родовую демократию.

Язык и вероисповедание

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков. В Северной Осетии существует два диалекта — иронский и дигорский, так как выделяются две субэтнические группы — иронцев и дигорцев. Диалект иронцев принят за литературный язык. У дигорского диалекта также имеется литературная форма. Издание книг и журналов осуществляется на обоих диалектах.

За жителями Южной Осетии закрепляется игорский диалект, но в нем выделяется два наречия. Если у населения южных территорий больше заимствовано слов из грузинского языка, то в северной части страны заимствования относятся в основном к русским словам.

Что касается веры и религии, то осетины относятся к двум мировым конфессиям — христианству и исламу. В республике также присутствуют традиционные осетинские верования. Например, по опросу 2012 года, традиционная религия предков наблюдалась в ответах почти у 30% опрошенных.

Один из традиционных обрядов называется «Три пирога», который проводят обычно на свадьбах и других больших торжествах. На стол приносят три пирога и говорят молитвы. Одновременно подают и три ребра животного, которого заранее принесли в жертву. Число «3» соотносится с небом, солнцем и землей. На похоронах, согласно обычаям, ставят два пирога.

Православные и мусульманские общины участвуют в совместных обрядах древних верований. Осетин — мусульман больше проживает в Северной половине республики. Система древних верований предполагает почитать верховного бога Хуыцау, который подчиняет себе божества природных стихий.

Ухаживания жениха

Сейчас не все парни поддерживают эту традицию, не каждый решится войти на половину невесты. Но ухаживать за девушкой, причем очень активно, адыгеец умеет. 101 или 1001 роза – это обычное дело для многих молодых людей. Постоянные подарки, шикарные букеты, игрушки, сладости, приятные сюрпризы – невесту атакуют. Но главная стратегия – уговоры друзей жениха, которые рассказывают ей о том, какой он хороший, что нужно идти за него.

Наконец, девушка соглашается. В этом случае необходимо обменяться Iэуж, т.е. залогами верности.

Родственники по этим вещам понимают, что свадьбе быть и постепенно начинают готовиться, оповещая родных и друзей.

Как проходит сватовство и помолвка

Как в любой традиции, свадьба происходила только после сватовства. Но это долгое действо начиналось только после того, как девушка отвечала на знаки внимания молодого человека.

Раньше для женщины, достигшей брачного возраста, строили специальную гостиную, где она могла общаться с мужчинами в присутствии младшей сестры или племянницы. Сейчас больше возможностей узнать друг друга, не омрачая честь девушки.

Когда мужчина готов к женитьбе, он начинает присматриваться к девушкам. Это называется «поиск души», потому что в прежние времена парню приходилось много ездить по селениям, ища подходящую женщину. Когда мужчина находит девушку, которая сможет стать его женой, он всячески старается показать себя хорошим хозяином и заботливым мужем.

Также традиционно его поддерживают друзья, стараясь уговорить женщину на замужество.


Если девушка даёт согласие, то к родным засылаются сваты.Они посещают дом родителей невесты трижды, за эти визиты им дают утвердительный ответ и приглашают за стол. Если им ни разу не предложили угощение, то это расценивается как отказ, тогда жених может похитить невесту. В отличие от других восточных культур, даже если девушка была похищена и провела ночь в доме мужчины, она может уйти обратно к родителям. Общественность не будет её осуждать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий