Посещение отца жениха
Через пару дней гости уезжали из родительского дома невесты к себе. Через какое-то время в дом родителей жениха наведывались родители невесты. К этому времени для будущих родственников уже были готовы две комнаты − мужская и женская. Мать невесты привозила в дом новых родственников сундук с подарками: красивый платок, отрезы ткани, рубашку, нитки.
В послеобеденное время в женскую комнату наведывалась мужская половина родни. Кто-нибудь из женщин по просьбе будущей тещи открывала сундук, за что удостаивалась подарка. Ей доставался платок. Отрезы ткани теща предлагала купить мужчинам, находившимся в женской комнате. Нитки же доставались в подарок достаточно пожилым женщинам, которые принимая презент произносили молитвы. Хозяину же дома будущая родственница дарила рубаху, за что тот одаривал ее какой-либо домашней скотиной. После того, как будущие родственники обменялись презентами, сваты возвращались к себе домой.
Торг за невесту
Под торгом принято понимать веселый спор, во время которого родственники жениха и невесты не хотят уступать друг другу. Часто подружки невесты прячут новобрачную, требуя за нее выкуп. В конце концов, родственникам жениха удается договориться со всеми. Выводит невесту старший шафер под звуки гармони. Потом ее усаживают в машину и увозят к жениху.
Как только автомобиль подъезжает к дому, невесту идут встречать люди, которые хотят пожелать ей счастья в семейной жизни. Чтобы девушка первым родила мальчика, ей дают подержать малыша мужского пола. Порог будущего дома невеста переступает с правой ноги.
После свадьбы
После свадьбы существует один интересный обычай – называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома, а новобрачные должны её найти и вернуть. Это показывает их уважение к старшим, а также то, что старикам всегда рады под кровом у молодых.
В этом видео – очень красивая кабардинская свадьба:
Организация свадьбы согласно с кабардинскими традициями – долгое и трудоёмкое занятие. Но благодаря размеренной подготовке всё действо выглядит торжественно и впечатляюще. А вы бы смогли проявить столько же выдержки, как кабардинская молодёжь, ожидая пока все обряды, будут соблюдены?
Обычаи и традиции кабардинцев: верность принципам Адыгэ Хабзэ
Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость
Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ
Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:
Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо
Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.
Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».
Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.
Гость адыга в крепости сидит
Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.
Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.
Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества
Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.
Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб
Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:
– согласование суммы калыма;
– смотрины и обручение;
– выплата доли калыма;
– обряд вывода невесты из родного дома;
– «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;
– переезд невесты в дом будущего мужа;
– обряд примирения жениха с родными.
Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.
Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать
Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.
Приход за суженой
Еще несколько лет назад свадьба в Осетии праздновалась в доме жениха. На мероприятие приглашали много гостей. Праздничный стол ставился во дворе. В современное время молодые люди предпочитают отмечать свадьбу в ресторане.
Осетинскую свадьбу условно разделяют на два вида: торжество жениха и невесты. Утром родные будущего супруга, соседи и друзья приходят в его дом. Старший из шаферов решает, кто поедет в кортеже за невестой, а также дает несколько инструкций. В обязательном порядке за девушкой едут родители, старший и младший шаферы. Свита дарит избраннице жениха пироги, торты, сладости и алкогольные напитки.
Их встречают возле порога с бокалами вина. Гости желают жениху и невесте добра, счастья и долгой любви. Потом все заходят в дом. Невеста занимает видное и почетное место. Но через несколько минут ее уводят в соседнее помещение, где она сможет переодеться в свадебное платье.
Сговор
В старину решение о свадьбе по праву принадлежало родителям молодых людей. В знак того, что договор состоялся, родители парня и девушки, которых сватали между собой, пили из одной кумыс из одного сосуда. С этой самой минуты девушка считалась невестой, ее уже нельзя было выдать замуж за кого-то другого. Если же все таки через какое-то время отец девушки меняет свое решение, он в обязательном порядке должен был отдать выкуп: домашний скот или же деньги. Так продолжалось вплоть до ХХ века, после же сговор постепенно начал сходить на нет.
Женились в то время очень рано. В среднем брачный возраст юноши был равен 15-16 лет, девушки − 13-14 лет. Как только отец решал, что сына пора женить, он спрашивал совета у своей жены. Не забывал он узнать мнения и у сына. Невесту для своего чада обычно выбирал отец, хоть и советовался при этом с женой. Но последнее слово все-таки было за ним.
Как проходит сватовство и помолвка
Практически у всех народностей существует такой ритуал, как сватовство. В татарских семьях также принято сначала сговариваться между собой, а уж потом основательно готовиться к свадьбе. Делегация от жениха в составе двух человек – свата (яучы) и старшего родственника – отправляется к родителям невесты, чтобы в присутствии муллы получить согласие на бракосочетание молодой пары.
Причем будущих супругов на важное мероприятие не приглашают. Процедура сватовства, как правило, состоит из трех моментов:
- Смотрины нареченной невесты.
- Рассказ сватов о женихе.
- Совещание сторон.
При благополучном завершении первых двух этапов сватовства к переговорам подключаются родители молодого человека.
Здесь начинают решаться вопросы, касающиеся материальных и не только сторон планируемого события:
- размер и состав калыма от жениха;
- объем приданого невесты;
- местожительство молодоженов после свадьбы;
- дата и время проведения торжества;
- количество гостей.
Назначенный выкуп, согласно традициям, выплачивается полностью накануне или непосредственно в день бракосочетания. Калым может состоять из украшений из золота или серебра, одежды, постельного белья, меховых изделий, дорогих ковров, а также конкретной суммы денег. После сговора невесту принято называть не иначе как ярашылган кыз, что в переводе с татарского означает «сосватанная девушка».
В конечном итоге, решив все необходимые вопросы, связанные с организацией праздника, родственники оглашают дату помолвки.
Как проходит никах
Если сравнивать его с православным обрядом венчанием, то можно отметить большое сходство. Невеста и жених встают перед Аллахом, клянутся в соблюдении Корана и супружеских обязанностей. Без никаха брак считается недействительным, даже если его официально зарегистрировал орган ЗАГСа.
Перед проведением религиозного обряда, жених и невеста обмениваются памятными подарками. Девушка вручает юноше изделие ручной работы. Это может быть рубаха или тюбетейка. Парень же щедро одаривает свою суженую драгоценностями или дорогой одеждой. После никаха супруги имеют право оставаться в одной комнате одни. До этого их личное общение строго запрещено.
В мечеть в обязательном порядке близкие будущих супругов приходят в национальных костюмах. Со стороны девушки должны присутствовать два мужчины, являющиеся близкими родственниками. Как и при официальной регистрации, на время религиозной церемонии назначаются свидетели. Это могут быть или два мужчины, или один мужчина и две женщины. В исламе один мужчина равен двум женщинам.
После того, как молодые зарегистрировали свой брак в органах ЗАГСа, они отправляются в дом к девушке, где и проходит шумное застолье. В последнее время, традиции сделали более современными и некоторые пары отправляются отмечать свадьбу в банкетный зал ресторана.
Туй – шумное татарское застолье, на него созывают большое количество гостей. Приглашают всех: соседей, друзей, знакомых. Нередко будущие супруги даже не знают тех, кого позвали на их торжественное мероприятие. Родственники девушки накрывают шикарный стол. Все чаще на нем присутствуют европейские или русские блюда.
Однако есть те традиционные яства, которые есть в обязательном порядке на каждом мероприятии:
Никогда на татарской свадьбе не пьют алкогольные напитки, они находятся под строжайшим запретом.
В качестве основного горячего блюда в середине мероприятия подают двух гусей. Они являются символом молодой пары. Резать птиц доверяют самому почтенному и уважаемому гостю. Сделать он это должен так, чтобы не травмировать косточки. Жених с невестой обходят гостей с тарелками и лично вручают вкусное горячее блюдо.
Чак-чак выступает на туе в качестве свадебного торта. Его выносят на красивой тарелке с национальным орнаментом. Зачастую именно восточные сладости готовит невеста и её семья. Сестра девушки обходит гостей с небольшим блюдцем, на который пришедшие складывают деньги, тем самым выкупая вкусный чак-чак.
Особенности традиций на кавказских свадьбах
Существуют некоторые отличительные черты традиций кавказских свадеб, выделяющих их среди остальных народностей.
Свадебное скрывание. В древние времена, не глядя на то, что жених с невестой являлись виновниками кавказского торжества, им не принято было вдвоем присутствовать на самой свадьбе. Молодые люди, как правило, во время бурного веселья скрывались друг от друга, празднуя торжество среди своих родственников и друзей, а виделись лишь перед наступлением первой брачной ночи. Этот обычай связан с четким разделением мужского и женского общества.
- Вхождение в дом суженого. По-настоящему ярким событием кавказских свадеб было вхождение невесты на территорию дома жениха. Девушка полностью скрывала лицо, чтобы избежать сглаза и чтобы злые духи не смогли потревожить новую семью. Порог застилали овечьей шкурой, переступить его девушка должна была обязательно с правой ноги, разбив ею маленькое блюдце – считалось, что это принесет счастье и поможет избежать дальнейших ссор в совместной жизни.
- Объятия. Перед тем, как уединиться вместе с суженым, невесте предстояло обняться с несколькими членами семьи. Первым ее обнимал маленький мальчик (или девушка брала на руки младенца) – этот символический обряд обеспечивал рождение первенца мужского пола. Потом следовала очередь бабушки – старшей женщины семьи.
- Чтобы жизнь кавказской девушки в новом доме была сладкой и безбедной, мать жениха кладет ей в рот ложку меда, а потом ее осыпают всевозможными сладостями, монетами, рисом. Рис символизирует изобилие, плодородие, достаток.
- Первая брачная ночь. После того, как все обряды встречи суженой пройдены, ее провожают в комнату, где состоится встреча виновников кавказского торжества. С этого момента пара считается официально в браке. Также проходит «снятие запретов», которое позволит молодым снова видеться с родственниками, друзьями: во время торжества от них приходилось скрываться.
- Вывод невесты к реке. Сельская традиция, которая предназначена для того, чтобы кавказскую девушку не затянул под воду водяной, пока она будет набирать ее для хозяйства. Как он проходит: девушку подводят к реке, потом мужчина бросает на воду кусочек хлеба, играет музыка, участники поют песни. После в хлеб стреляют.
- Подарки. Дарение подарков от одной кавказской семьи другой – это обязательная традиция, предписывающая определенные варианты даров. Например, со стороны невесты обязательно было подарить всем мужчинам кавказской семьи жениха теплые носки – подарок говорил о том, что девушка хорошая хозяйка.
В больших городах многие традиции проведения кавказских торжеств изменились, появились новые интересные детали. Например, если раньше девушки с мужчинами праздновали свадьбу отдельно, сейчас все стало иначе: юная женская половина не только присутствует во время кавказского торжества, но и имеет шанс подыскать себе возлюбленного. Девушки серьезно готовятся к свадьбе своей подруги – вышивают носовые платки, наряды, а мужчины готовят хитроумные фразы, чтобы покорить сердце понравившейся дамы.
После того, как молодые люди обменялись любезностями, в знак своей симпатии молодой человек передает приглядевшейся девушке угощения, но не сам, а через посредника. Если симпатия взаимна, через этого же посредника она передает собственноручно расшитый носовой платок. Обмен подарками означал начало их знакомства и его возможное продолжение.
Религия
В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.
Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.
Численность населения и места проживания
Начиная с основания советского союза, адыгейцы стали считаться отдельным народом вместе с кабардинцами и черкесами. Согласно результатам переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживает около 123 тысяч человек, которые считают себя адыгейцами. Из этого числа примерно 110 тысяч проживают на территории одноименной Республики Адыгея, а остальные 13 тысяч – в Краснодарском крае (преимущественно в прибрежном районе Черного моря).
Геноцид черкесов во времена Великой Отечественной войны привел значительной миграции данного народа за границу Советского Союза. На сегодняшний день в различных странах проживает весьма значительное количество представителей данного этноса. Среди самых известных государств:
- Турция – примерно 3 миллиона человек.
- Сирия – около 60 тысяч адыгейцев.
- Иордания – 40 тысяч жителей.
- Германия – 30 тысяч людей.
Это были основные данные по численности адыгейцев во всем мире. Также в США, Израиле, Болгарии и Югославии проживает по разным оценкам от двух до трех тысяч адыгейцев, хотя официальные данные могут довольно сильно разниться с реальностью. Несмотря на тот факт, что большая часть представителей древнего народа живет в Турции, жители Адыгейской Республики очень сильно гордятся своими корнями и чтут традиции и обычаи своих предков.
Сватовство и этапы ведения переговоров
Важной традицией в Дагестане считается свадебный обряд по предварительному сговору. Суть обряда сводится к знакомству молодых родителями
Такое допускается даже в том случае, если пара не была знакома до свадьбы в принципе. Согласно статистике, большая часть семей в Дагестане была создана по такому принципу. А первая встреча пары была назначена на день свадьбы.
Для многих людей, воспитанных в европейских традициях, такие обычаи могут показаться дикими. Но по наблюдениям, именно такие обряды делают семьи в стране по-настоящему крепкими. Доверие и уважение к мнению родителей делает свое дело, в то время как многие западные культуры утратили такое понятие.
Особенной частью свадебного мероприятия нередко становится выплата калыма для невесты. Это своеобразный выкуп, размер которого устанавливается договоренностью семей. Она обговаривается сватами, но в любом случае должна быть оформлена с помощью священника. По законам Корана калым выплачивается молодой невесте, как символ гарантии крепкого брака. Но в последнее время все больше мужчин отдают его родителям девушки в качестве своеобразного выкупа.
Этап малой ногайской свадьбы
Малая свадьба проходит после проведения этапа помолвки. В этот период передается оговоренный калым, а также подарки для невесты со стороны женщин. Гостей пышно принимают и угощают, в то время как невеста должна попрощаться с традиционным девичьим нарядом, в роли которого выступает платок красного цвета. Как правило, для нее к этому времени подготавливается белый платок, как символ замужества. А также традиционный свадебный наряд.
Перед основным торжеством девушка посещала дом будущей семьи с целью пригласить лично их на свадьбу.
При наличии споров слово знатоков астрологии было решающим. Поскольку именно они знали основные тонкости и счастливые даты для проведения мероприятия.
Этап привоза невесты или нысашэ
Традиционная свадьба в Адыгее начинается с нысашэ. Родня жениха едет домой за девушкой. Причем, ранее поездки совершались на лошадях в повозках, сейчас преимущественно на автомобилях с флагом Адыгеи. Навстречу кортежам допускались дети, которые всячески пытались помешать молодым, постоянно требуя выкупа в виде денег или сладостей.
Родственники молодой невесты тоже не без дела. Они с раннего утра отвечают за приготовление столов и угощений. После прибытия родни жениха их должны рассадить за столы. После произнесения третьего тоста, который называется хъуэхъу, они могут познакомиться с будущей родней. Тем временем, в соседнем помещении идет обряд под названием нэчыхьытх, иначе говоря, мусульманская церемония бракосочетания. Во время процедур невеста должна находиться с подругами в отдельно выделенном помещении без доступа к посторонним.
В современном мире невесты предпочитают приобретать готовые платья или шить их на наказ, если позволяют финансы. В последнее время, однако, несмотря на современность, девушки отдают дань традициям и выбирают национальные белые костюмы для свадьбы, которые носят название адыгэ пщащэ.
После этапа знакомства и взаимных пожеланий дамы со стороны мужчины отправляются к невесте. Родственницы со стороны девушки имеют право потребовать къэтэджыпщэ, то есть выкуп как плату за возможность взять её под руки. Сильные торги в данном случает неуместны.
После договоренностей невесту ведут к ЗАГСу в сопровождении песен в исполнении мужской части гостей. Невесту усаживают в машину, после чего она направляется в ЗАГС чтобы зарегистрировать брак. В современном мире такая процедура проходит в банкетном зале для торжественных церемоний. Родня молодой девушки должны остаться дома и приехать вечером в банкетный зал с приданым.
С девушкой могут поехать только ближайшие подруги. Однако с 2000-х годов традиция упразднилась, и с девушкой могут поехать и представители родственной стороны. Но стоит вспомнить, что в дальние времена родня невесты на торжестве не присутствовала.