Свадьба в Кыргызстане: как проводят, какие есть традиции?

Проведение торжества

Современная свадьба проходит только по обоюдному согласию, хотя раньше мужчина мог украсть понравившуюся девушку. Если её не успели вернуть до наступления ночи, то родителям приходилось давать согласие на брак, иначе их дочь покрывалась позором, потому что провела ночь не в родном доме.

Теперь же супружество заключается в несколько этапов:

  1. Благословение имамом, который проводит обряд согласно с мусульманскими традициями. После этого брак считается заключённым, и девушку проводят в комнату к жениху, именно в этом месте они и будут жить. На следующий день супружество объявляют подтверждённым, и иногда демонстрируют окровавленную простынь. Но последний пункт обычая выполняют крайне редко.
  2. После этого родители мужчины празднуют удачную свадьбу, говорят тосты, проводят танцы, поют песни, высказывают множество глубоких изречений на своем языке, параллельно готовясь к официальному торжеству. На третий день к ним присоединяются родственники невесты, которые привозят с собой её приданое.
  3. Когда все готово, новобрачные регистрируют брак официально. При этом их родители не присутствуют на этой части свадьбы.
  4. После получения официального подтверждения молодожёны перемещаются к дому жениха, где будет проходить основной праздник.

Существует несколько обязательных традиций, неукоснительно соблюдаемые на каждой свадьбе:

  1. Жениха сажают за стол с мужчинами обоих родов, которые общаются с ним, и знакомят со старейшинами. После этого выключают свет, и пытаются украсть у него головной убор. Молодой человек должен проявить всю свою ловкость, чтобы этого не допустить.
  2. Прежде чем в зал войдёт красивая невеста, на полу расстилают шкуру барана. Девушка становится на овчинку, а родственники стараются выдернуть шкуру у неё из-под ног. Новобрачная должна сохранить равновесие, хорошо, если она не сильно будет покачиваться. Совершенно недопустимо упасть.

Когда все испытания пройдены, новобрачные танцуют, а родственники осыпают их монетами и пшеном, желая благополучия и достатка.

По традиции, если на свадьбе присутствуют мужчины, не являющиеся родственниками невесты или жениха, лицо девушки должно быть закрыто непрозрачной тканью, мужчины и женщины празднуют в отдельных залах не пересекаясь.

3. Свадьба в Дагестане

Обручение

Во время обручения, когда жених и невеста надевают друг другу кольца, подруги невесты мажут хной свои ладони, пальцы на руках и ногти на ногах. Хна символизирует, что и перед ними открыта дорога к счастью. 
В день обручения назначается дата свадьбы. До этого дня жених и невеста изредка встречаются. День свадьбы не должен приходиться на уразу, мусульманские праздники, дни рождения. 
После согласования всех формальностей по сватовству на словах, свадьба начинается задолго до нее как таковой, и главное — приезд жениха с родителями и ближайшим окружением к невесте, где накрыт стол, для того, чтобы после посиделок и трапезы, наконец, жених надел невесте на палец кольцо. Иногда это сопровождается одариванием невесты подарками — от нижнего кружевного белья до золотых наборов. 
Невеста перед свадьбой должна позаботиться о мебели в том помещении, где будут жить молодые — от холла до спальни (также зависит от состоятельности невесты и ее семьи).

Свадьба в разгаре!

Свадьба начинается в доме невесты. Собираются ее родственницы, подружки, знакомые женщины. Пируют за свадебным столом одни представительницы слабого пола. В этот день, как правило, приезжает жених и дарит невесте золотые украшения, сундук с одеждой, обувью и другими вещами. 
Через неделю свадебный пир начинается в доме жениха. Здесь женщины и мужчины сидят отдельно. Исполняется национальная музыка. Жениху не возбраняется танцевать с другими женщинами. К свадебному столу подают национальные блюда: шашлык, люля-кебаб, плов, долма. 
На второй день после обеда в дом невесты приезжает отец жениха или старший из его семьи. Обязательно должна громко звучать национальная музыка с использованием зурны, кларнетов и барабанов. В дом к невесте заходят, неся в руках свечи или горящую лампу, а также зеркало. Смысл таков: огонь, если его не беречь, погаснет — и то же самое может произойти со счастьем. Зеркало тоже надо бережно хранить. 
При выходе из дома старший платит брату или сестре невесты символический выкуп. 
Невесту привозят в дом жениха. Она укрывает свое лицо накидкой. При входе невесты в дом режут барана и проливают его кровь ей под ноги. Это оберег, чтобы невесту не сглазили. Она будет оставаться в комнате, украшенной вещами из ее приданого, и ждать прихода жениха. Свадебный пир продолжается. 
В полночь происходит встреча жениха и невесты. Под дверью спальни остаются свидетельницы, которые потом вынесут из комнаты знак девственности. Это событие отметят радостными возгласами, взаимными поздравлениями, выстрелами из ружья. 
Через неделю после свадьбы в дом новобрачных приходят родственники невесты и поздравляют молодых. Свадьба здесь в основном состоит из тостов и танцев. Гостей от 200 до 500 человек, в зависимости от состоятельности.

А когда же крадут невесту?

Исламское духовенство категорически против этого древнего и по европейским меркам дикого обычая. Мудрецы-аксакалы считают, что если молодой человек украл невесту, то он не достоин того, чтобы она его полюбила. Похищение дочери считалось страшным оскорблением для ее семьи. 
Хоть кража невесты является самым низким поступком по отношению к невесте и к ее родителям, это не мешает многим парням именно таким образом связывать себя узами брака, это те, кто не желает платить калым, или если жених знает, что его избранница никогда не согласится на свадьбу с ним. 
Часто невесту сажают уже не в мешок, забросив на спину коня, а в машину. Увозит ее из родительского дома жених с друзьями, часто насилует, и потом, хочешь — не хочешь, а родители вынуждены отдавать за парня дочь. Не девственница – позор для семьи. 
Есть над чем удивляться, узнав эти обычаи. На Кавказе не изменяют традициям, им совсем неинтересны «модные» европейские свадебные новшества. 
А может быть именно поэтому свадьба на Кавказе такая неповторимая, горячая и неожиданная, потому что делает ее не «тамада от фирмы», а гости, и все это экспромтом, и все это с огромной душевностью и гостеприимностью!

Предсвадебная подготовка

В Азербайджане данному этапу уделяют особое внимание. Поскольку именно от качества его исполнения зависит общее благополучие в будущем молодой семьи

Традиции азербайджанской свадьбы предусматривают наличие дополнительного предсвадебного разговора между семьями обоих сторон. Окончательное решение по формированию свадьбы вплоть до музыкального сопровождения и меню определяют мужчины.

В промежуточный период проводятся и прочие обряды, которые касаются свадьбы. Интересно, что до современности прочно сохранилась традиция подношения подарков невесте со стороны жениха. Помимо прочих деталей гардероба, неизменным и важным атрибутом в один из дней считался платок красного цвета. Также дарили богатое платье и барашка, рога которого украшали при помощи хны.

В этой традиции сохранился ритуал с дарением фруктов и сладостей на специальных подносах, как и в этапе сватовства. Помимо прочего, невесте обычно дарят хну, при помощи которой ей расписываются красиво руки, а также красят волосы.

Перед свадебной церемонией родители невесты перевозят лично в жом жениха ее личные вещи, а также оставляют приданное. Затем мать со стороны жениха должна отблагодарить перевозчика, вручив ему особый подарок. После дом посещают подруги невесты, наводят чистоту и готовят его к проведению торжества. После всех мероприятий их также благодарит за труд будущая свекровь невесты.

За несколько дней до важной церемонии проводится обряд под названием Парча Бичини. В этот день выбирается наставница для будущей молодой невесты

Еще один важный нюансы: приготовление хлеба обычно начиналось за пару дней до проведения основного торжества.

9.

Они преподносят хвост барана в знак уважения
На особо важные события и праздники в Киргизии принято резать барана. При этом разные его части будут предназначены разным гостям вокруг стола — в зависимости от их положения. Голова барана чаще всего подается самому почетному гостю, хвост — почетной гостье, а подвздошная (тазовая) кость — старейшине. Счастливчик, получивший голову, должен вырезать глаза барана и разрезать их пополам, поделившись деликатесом с другим гостем, которого он бы хотел чаще видеть. Нёбо обычно дарится молодой женщине, в то время как левое ухо остается у хозяина, а правое отдается детям.

Выбор будущей жены

Любой парень в первую очередь оценивает внешность девушки. А его родители наводят справки о ней и ее семье. И если их чем-то не устроит выбранная сыном девушка, то сразу говорят об этом юноше. Конечно, парень всегда прислушается к мнению родных, ведь плохого они не посоветуют.

В случае одобрения избранницы родителями, жених просит одну из своих родственниц разузнать о ней как можно больше информации. Названая сваха наводит справки не только самой невесте, но и ее семье

Особо обращается внимание на финансовое положение девушки, по нему судится, сможет ли жених удовлетворить запросы будущей жены

Выясняется качества девушки:

  • Как она держит себя на людях, скромна ли.
  • Насколько она хозяйственная.
  • Оценивается кулинарное мастерство.
  • Состояние здоровья.
  • Образование.

Самое интересное, что возраст предполагаемой невесты не имеет значения. По обычаям азербайджанской свадьбы девушку могут выдать замуж, начиная с 14 лет. После улаживания первоначальных этапов в дом девушки посылается кто-то из родни. Если согласие получено, тогда переходят к сватовству.

Сватовство

По азербайджанским обычаям сватовство проходит в два этапа. Это, так называемые, малое и большое сватовство.

Малое сватовство

Сначала в дом невесты идут старшие женщины семьи жениха. Пойти могут мать, ее сестра, старшая сестра жениха и другие авторитетные женщины семьи.

Этот обычай связан с поверьем, что только женщина способна понять женщину.

  • Если после этого «похода» старшие женщины семейства примут решение продолжить сватовство, то в гости  к отцу невесты уже идет отец жениха.
  • Если женщины идут в дом невесты вдвоем, то отца жениха сопровождают еще трое мужчин. Среди этих мужчин могут быть не только близкие родственники отца жениха, но и просто авторитетные и уважаемые мужчины города.

Цель визита отца жениха четко конкретная – сообщить отцу невесты о намерении своего сына взять в жены его дочь.

Но по традиции отец невесты не должен соглашаться сразу, а должен ответить, что ему сначала необходимо выяснить желание или нежелание дочери выходить замуж за этого жениха.

И отец невесты в присутствии сватов задает дочери вопросы, касательно предстоящего замужества. Девушка же, в свою очередь, по традиции должна реагировать молчанием на вопросы отца.

Это молчание воспринимается как предварительное согласие. Окончательное же согласие будет дано или может быть не дано на большом сватовстве.

Большое сватовство

После малого сватовства семья жениха собирается вместе, чтобы обсудить предстоящую свадьбу. Женская половина семьи снова отправляется в дома к невесте для того, чтобы выяснить ее мнение по поводу предстоящей свадьбы.

Если женщины получают положительный ответ от родителей невесты, то назначается день, когда приедут сваты.

В день сватовства сватов сажают во главе стола. На самом сватовстве присутствуют многочисленные родственники невесты, кроме самой невесты и ее матери.

По традиции, на время сватовства мать и девушка уходят на прогулку и не присутствуют дома. Разговоры сначала идут о посторонних вещах.

Принято обсудить новости села или города, поговорить о погоде, о делах, волнующих большинство и т.д. Затем сваты задают вопрос, за ответом на который они и пришли, собственно говоря.

Вопрос звучит примерно так: «Готовы ли вы отдать нам вашу прекрасную дочь?». Если семья невесты решила не выдавать дочь замуж за этого жениха, то отвечают отказом.

Если же семья согласна, то просят время на обдумывание. Такова традиция. И тогда сватам нужно будет прийти еще раз.

Когда сваты пришли во второй раз, то отказа уже вряд ли стоит ожидать, хотя и редко, но и такое бывает. На второй прием сватов, семья невесты по обычаю приглашает много гостей, накрывает шикарный стол.

В этот раз присутствует и мать невесты, но ей положено молчать. Сама же невеста в это время находится в гостях у подруги. Сватов принимают как дорогих гостей и щедро угощают разными блюдами национальной кухни.

Как и в предыдущий раз, сначала происходит общение на общие темы, а после, один из сватов должен задать вопрос, чтобы выяснить окончательное решение семьи невесты о замужестве их дочери.

В случае согласия, отец невесты должен просто высказать свое благословение в адрес молодой пары. После, принято подавать сладкий чай. А итог сватовства, по обычаю, невесте должна сообщить старшая сестра, которая идет за невестой в дом подруги.

После завершения сватовства, когда уже и гости разъехались, девушка возвращается домой, где ее поздравляют с предстоящей свадьбой близкие родственники. Невесте, по традиции, положено плакать в этот момент.

Окул ата и окул апа молодоженов

Также на свадьбе представляют окул ата и окул апа

(посаженные родители) молодоженов. Окул ата и окул апа может стать только семейная пара. Их назначает сторона жениха для невесты. Это как бы ее названные родители, которые будут поддерживать ее в новой семье.

Мы не смогли найти полной информации о том, как появилась эта традиция. Известно, что традиция существует долгое время. Мы предполагаем, что эта традиция появилась в кочевой период жизни кыргызов, когда девушка, выходя замуж, уезжала далеко от родного дома и не имела возможности навещать родителей, часто общаться с ними и в трудные периоды жизни получать от них какую-либо поддержку. А окул ата-эне становились ей как родные и выполняли роль ее родителей. Правда, в современных реалиях роль названных родителей зачастую сводится лишь к тому, чтобы ходить в гости друг к другу и обмениваться подарками. В редких случаях они становятся по-настоящему близки и помогают молодоженам преодолеть жизненные трудности.

К слову, выбрать окул ата-эне молодоженам могут только родители жениха или сам жених. В некоторых семьях родители жениха предлагают стать окул ата-эне своим друзьям, чтобы укрепить связь между семьями и оказать почет. Но в таких случаях общаются с окул ата-эне сами родители жениха. А в некоторых случаях выбирает сам жених из своего круга знакомых, с кем бы он хотел в будущем общаться семьями. Иногда, соблюдая эту традицию, семья ищет выгоду, если окул ата-эне состоятельные или влиятельные люди. Бывают случаи, когда окул ата-эне назначают сразу две семьи для одной пары молодоженов. В некоторых кыргызских семьях есть несколько окул бала, окул кыз.

Проводы молодой невесты

В стране существует обычай, который делает девушку чужой в собственной семье после свадебной церемонии. Из-за этого ее семьей устраиваются так называемые проводы. В которых могут принять участие не только семья, но и ближайшие подруги. Перед тем, как отъезжать в дом к новой семье, невеста должна по очереди обойти старых родственников и попрощаться с ними.

Традиция проводов называется в Кыргызстане «Кыз Узатуу», при котором устраивается застолье с шумным весельем, играми и конкурсами с памятными подарками. Во время ритуала невесту как бы заплетают на то, чтобы она стала верной женой и в дальнейшем хорошей матерью.

Основные качества молодых

Как и у любого народа, у бурятов высоко ценились определенные качества будущих молодых вне зависимости от социальной принадлежности. Чем больше положительных сторон в человеке, тем завиднее жених или невеста. Например, к ценным качествам молодой относились такие характеристики, как:

  • естественная красота и здоровый организм;
  • расторопность и наличие смекалки;
  • навыки по хозяйству;
  • умение вышивать и шить.

У жениха есть список из 9-ти основных качеств, которые наиболее ценились в общества. А именно:

  • знания в области кузнечного дела;
  • владение каким-либо ремеслом;
  • навык вязания кнута;
  • искусство натягивания тетивы на лук;
  • навыки охотника и наездника;
  • навыки борьбы;
  • умение мастерового;
  • желательно выиграть хотя бы одно местное соревнование на проявление силы и ловкости.

Как и у любого другого народа, в Бурятии в ряде деревень до сих пор присутствует этап сватовства со своими обычаями и нюансами проведения.

Знакомство родителей

Будущие кудалар

(сваты) знакомятся за несколько месяцев до свадьбы, чтобы было достаточно времени для подготовки. Как правило, знакомство проходит в кафе или в ресторане, куда родителей невесты приглашают родители жениха. Платит за мероприятие тоже сторона жениха. Назначают встречу обычно через молодых.

Количество участников на таких встречах у каждой семьи разное.

По теме:


Ад на Земле, или Как я выходила замуж по кыргызским традициям

Сами виновники знакомства иногда присутствуют, а иногда нет. В некоторых случаях, кроме родителей пары, приходят и несколько других близких родственников. Например, если семьи из разных областей, приглашают еще родственника, который разбирается в традициях и обычаях другой области.

Во время встречи будущие родственники не просто знакомятся, а уже начинают обсуждать предстоящую свадьбу и все мероприятия, которые будут до и после свадьбы. Договариваются о том, сколько мест в ресторане на свадьбе будет выделено для стороны невесты (обычно от 40 до 80 мест). Зависит от материальных возможностей стороны жениха, которая устраивает свадьбу, и количества родственников невесты. Конечно, определяется дата свадьбы и кыз узатуу той.

Эта встреча самая важная, потому что сторонам нужно произвести хорошее впечатление друг на друга и суметь договориться так, чтобы им было если не выгодно, то хотя бы не очень накладно финансово.

Свадебные наряды

То, во что одеты современные узбекские новобрачные, во многом зависит от региона, в котором проходит торжество. В крупных городах, таких, как Ташкент, очень сильны тенденции европейских свадеб, которые распространяются, в том числе, и на наряды молодых. Если посмотреть фото современных узбекских свадеб, то невесту на них все чаще можно увидеть в пышном белом платье, а жениха в строгом костюме. В небольших селениях, где особенно сильны традиции, свадьба проходит в национальных нарядах. Свадебное платье шьют из хан-атласа, а сверху на девушку надевают шелковый халат и безрукавку, расшитые золотом и драгоценными камнями. На голове новобрачной красуется ажурный кокошник, а лицо скрывает фата или ажурная вуаль. Жених же обязательно надевает узбекский халат, который носит название «сарпо», и тюбетейку. По традиции его костюм оплачивает сторона невесты

Важной особенностью наряда новобрачной является большое количество колец, браслетов и других ювелирных украшений. Согласно народным верованиям, они помогут уберечь девушку от зависти и сглаза и принесут счастье молодой семье

После свадьбы

После свадьбы существует один интересный обычай – называется «побег старушки». Бабушка жениха уходит из дома, а новобрачные должны её найти и вернуть. Это показывает их уважение к старшим, а также то, что старикам всегда рады под кровом у молодых.

В этом видео – очень красивая кабардинская свадьба:

Организация свадьбы согласно с кабардинскими традициями – долгое и трудоёмкое занятие. Но благодаря размеренной подготовке всё действо выглядит торжественно и впечатляюще. А вы бы смогли проявить столько же выдержки, как кабардинская молодёжь, ожидая пока все обряды, будут соблюдены?

Правила поведения узбеков

Узбекские обычаи требуют от представителей народности особого поведения и соблюдения традиций. Аналогично с другими мусульманами, узбеки соблюдают пост, полностью отказываясь от спиртного, сигарет и пищи до захода солнца. В семейных отношениях существует строгая иерархическая система подчинения старшим по возрасту представителям семьи. Каждый день в Узбекистане по традиции пять раз произносят молитву «намаз».

Не говорят «нет»

Узбеки и другие народы восточной части мира, очень вежливы и добры по отношению к окружающим. Они никогда не говорят «нет» и соглашаются на любое предложение или просьбу. Единственное омрачающее общение – отсутствие точных временных рамок в ответе. Узбекские граждане не будут спешить помочь вам, даже в случае согласия. Агрессия здесь также не в почете, поэтому каждого сердитого человека пытаются всячески задобрить и задарить обещаниями.

Сажают женщин за отдельный стол

Традиция сажать женщин за другой стол до сих пор остается в сельских узбекских поселениях. В древние века семейный дом делился на две части: женскую и мужскую, оттуда и пошли обычаи принятия пищи за разными столами и деления обязанностей на женские и мужские. Вопреки таким традициям, к женщинам в семье относятся с особым уважением и почтением, как к матери, и как к супруге. Но все равно требуют от нее выполнения домашних обязательств, даже если она приносит деньги в семью или занимается научной деятельностью совместно с мужем.

Что нужно сделать перед свадьбой

В Кыргызстане жених может отказаться по своей воле от похищения невесты. В таком случае он должен сообщить о своем решении родителям. После чего он едет свататься к родне невесты. В стране есть обычай, который называется «Сойко Салу». Его суть сводится к тому, что после согласия невесты и ее родни на свадьбу жених надевает избраннице золотые серьги, что является знаком помолвки женщины. Выкупать невесту можно при помощи следующих способов:

  • крупным рогатым скотом, который пригодится в хозяйстве;
  • обычными деньгами;
  • золотом и украшениями.

Свадьба в Кыргызстане сохранила в некоторых случаях традицию с выкупом невесты. Она носит в стране особое название «Калым». Пышность исполнения ритуала зависит от материального благополучия обоих семей. В более древние времена при отсутствии у мужчины достаточного материального накопления на выкуп жениться он не мог. Однако, жених мог отработать цену выкупа на работе у отца невесты. Раньше калым передавался поколениями от отца к детям, которые продолжали соблюдение данной традиции.

В современном Кыргызстане свадебные расходы оплачиваются стороной жениха. В свою очередь, семья девушки готовит «Сеп», то есть собирает приданное для семьи мужчины. Обычно родня шьет ковры и занимается рукоделием для создания основы приданного.

Ранее супруги в процессе подготовки к свадьбе дарили друг другу национальные костюмы. Сейчас в качестве подарка принимаются платья и наряды европейского стиля, но также можно дарить костюмы и по старой традиции.

Первая ночь после брака

В Кыргызстане существует известная традиция, согласно которой молодожены показывают простынь после первой брачной ночи. По ней можно понять, насколько целомудренную жизнь вела невеста до свадьбы. Если она была достаточно скромной, то свидетельство этого станет настоящим поводом для гордости родителей. Родители жениха после свидетельства скромности невесты нередко ходят с высоко поднятой головой. В современном Кыргызстане, особенно в городах, традиция становится не актуальной. Но в малых поселениях данный ритуал имеет серьезное влияние на репутацию молодых, а также за его грамотное проведение нередко отдают существенные суммы.

Нюансы этапа сватовства

Сватовство и сговор по своей схеме напоминают карачаевские торжества. Перед свадьбой молодую увозили в промежуточный дом, то есть помещение, не принадлежавшее ни одной из семей. Обычно в этой роли выступал дом друга или дальнего родственника со стороны жениха, где он навещал девушку. Но в сопровождении друга, у которого находился с момента вывоза невесты из родительского дома. Сроки были различны и определялись разными факторами, например, готовностью девушки к свадьбе и приемам.

Невесте выделялась специальная, личная комната – лэгъунэ, и в ней кроме девушек запрещалось кому-либо находиться. Традиция сохранялась не только в свадебный период, комната вообще считалась неприкосновенной частью дома. Она охранялась настолько, что запрещалось не только громко шуметь или разговаривать рядом, но и даже чужих животных, находящихся рядом, отпугивали.

Заходить в помещение имели право только дети и младшие члены семьи жениха. Бывали такие случаи, когда родители жениха до самой смерти не могли переступить порога заветной комнаты.

Свадебный день: основные традиции и обычаи

В первую очередь невесту одевали и соответствующе наряжали, находясь на женской стороне дома. В настоящее время макияж, прическа и прочие элементы подготовки делаются в салонах. Куда девушка приезжает в сопровождении родни со стороны жениха. Все это время мужчина не живет дома, а находится у друзей, поскольку обычаи не предусматривают встречи с отцом и прочими мужчинами своей семьи до знакового дня.

Впервые молодой жених показывается на свадьбе уже при входе в ЗАГС.

В условленное время в дом невесты приезжает делегация со стороны жениха с подарками и приданным. Стоит отметить, что особым почетом пользуется свекровь. В то время как мужчины усаживаются за стол, дамы раскрывают и вручают друг другу подарки. Дары распаковываются и дарятся в присутствии женщин старшего поколения, после чего все присутствующие угощаются сладким вином и сладостями.

Сторона мужчины должна отблагодарить семью невесты застольем с национальными песнями и музыкой. В современном мире традиция видоизменилась, и подарки вручаются в арендованных банкетных залах, куда приезжает ранее упомянутая делегация невесты. Вся церемония проводится в отсутствие виновников торжества.

Далее выводят во двор готовую и наряженную невесту. Минут 10-15 молодежи дается на то, чтобы повидаться с ней и станцевать во дворе несколько танцев. Далее она садится в лимузин в сопровождении гармониста и женщин со стороны жениха. Он сам едет в другой машине, ведь он не должен показываться до ЗАГСа на глаза.

Если есть машина получше лимузина, для невесты выбирают ее. Но среднестатистические семьи чаще всего делают выбор в пользу проверенного варианта. Затем, на довольно большой скорости, кортеж едет в сторону места регистрации брака.

Окул ата и окул апа молодоженов

Также на свадьбе представляют окул ата и окул апа (посаженные родители) молодоженов. Окул ата и окул апа может стать только семейная пара. Их назначает сторона жениха для невесты. Это как бы ее названные родители, которые будут поддерживать ее в новой семье.

Мы не смогли найти полной информации о том, как появилась эта традиция. Известно, что традиция существует долгое время. Мы предполагаем, что эта традиция появилась в кочевой период жизни кыргызов, когда девушка, выходя замуж, уезжала далеко от родного дома и не имела возможности навещать родителей, часто общаться с ними и в трудные периоды жизни получать от них какую-либо поддержку. А окул ата-эне становились ей как родные и выполняли роль ее родителей. Правда, в современных реалиях роль названных родителей зачастую сводится лишь к тому, чтобы ходить в гости друг к другу и обмениваться подарками. В редких случаях они становятся по-настоящему близки и помогают молодоженам преодолеть жизненные трудности.

К слову, выбрать окул ата-эне молодоженам могут только родители жениха или сам жених. В некоторых семьях родители жениха предлагают стать окул ата-эне своим друзьям, чтобы укрепить связь между семьями и оказать почет. Но в таких случаях общаются с окул ата-эне сами родители жениха. А в некоторых случаях выбирает сам жених из своего круга знакомых, с кем бы он хотел в будущем общаться семьями. Иногда, соблюдая эту традицию, семья ищет выгоду, если окул ата-эне состоятельные или влиятельные люди. Бывают случаи, когда окул ата-эне назначают сразу две семьи для одной пары молодоженов. В некоторых кыргызских семьях есть несколько окул бала, окул кыз.

Гость – главный человек

Не секрет, что киргизы – один из самых гостеприимных народов мира. Они всегда радушно встречают гостей, предлагая им лучшее место в доме и всевозможные угощения. В старину каждый путник, чья дорога шла через киргизское селение, мог зайти в любое жилище, причём нашёл бы там и хлеб, и кров.

Радушные хозяева считали своим долгом приютить человека, что нуждался в помощи. На мой взгляд, в значительной степени этот обычай сформировался под влиянием особенностей местности, где живут киргизы. Родина этого народа порой проявляет непростой нрав, изнуряя достаточно суровым климатом.

Томас Уитлам Аткинсон «Группа киргизов»,1858 год

Люди понимали, что, не дав приют путнику, могут погубить его. А вместе с добротой душевной и появилась традиция принимать каждого гостя. Кстати, если семья была бедной, и для угощения гостя не находилось продуктов, любой из её членов мог обратиться к родственникам. Те всегда помогали, ведь приютить гостя – дело чести киргиза.

Важнейшей частью угощения на любой встрече киргизов становится чай. Наверное, представители этого народа уже и сами не замечают, что столь привычный для них напиток стал символом дружеской беседы и тёплого общения.

Василий Васильевич Верещагин «Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Что интересно, у киргизов есть несколько “категорий” гостей. Существуют “обязательные” гости – это приглашённые на свадьбу или другое торжество родственники и близкие друзья. Есть категория “знакомых”. Такие люди, как правило, не связаны с семьёй кровными узами, однако состоят в хороших отношениях. Это могут быть друзья или соседи. И третья группа – “гости от Бога”. Именно к таким и относили путников

Порой в ошеломление гостей киргизов приводит весьма необычное угощение – вареный овечий глаз. Ни от какого блюда, поданного хозяевами, нельзя отказываться – даже от этого. Оно значит, что сам глава семьи, приютившей вас, угостился вторым глазом. Это символизирует желание снова увидеть такого гостя.

Кыргызские женщины и дети предлагают хлеб и соль / wikipedia.org

10.

У них нельзя вставать без омена из-за стола
Омен перед едой и после еды уже не воспринимается в Киргизии как религиозный обряд, хотя свои корни берет именно в мусульманстве. Поднеся обе ладони к лицу и произнеся «омен», киргизы таким образом благодарят за стол. Обычно омен совершается совместно, включая гостей. В конце любого праздника, успешных переговоров или простого употребления пищи старший из присутствующих или почетный гость произносит благодарственные слова и дает небольшое напутствие, а потом все собравшиеся одновременно совершают омен. После омена брать еду со стола не принято.

Интересности
6 декабря, 2016
8 121 просмотр

Киргизы традиции. Семейные традиции

Все семейные традиции киргизов имеют многовековую историю и ориентированы на сохранение, увеличение и благополучие семьи, приумножение ее благосостояния. Семья с патриархальным укладом всегда играла важнейшую роль в жизни каждого отдельного представителя киргизского народа: традиции направлены на сохранение мира в семье, передачу опыта и знаний новым поколениям. Человек стремился иметь большое потомство и побольше скота, породниться с уважаемыми и состоятельными людьми, помогать родственникам и соседям.

Киргизы придают большое значение почитанию старшего поколения, как носителя опыта и мудрости. Старших и уважаемых усаживают на почетное место на застолье, выделяют им лучшие порции угощения. 

Раньше браки между молодыми заключались только по родительскому договору, невестка должна была кланяться родителям жениха при встрече. 

В случае принятия важных решений было принято спрашивать совета аксакалов («белобородых», то есть старейших членов семьи и рода), в случае, когда кому-то из родни и даже соседей требовалось помочь, вступал в силу обычай «ашар» (взаимопомощь). Знать своих предков до седьмого колена обязан был каждый.

Источник фото: goturist.ru

Даже обычай гостеприимства напрямую имеет отношение к семье: по тому, как тот или иной киргиз принимал гостей, у посторонних людей складывался образ его семьи. Каждый стремился показать, что его семья чтит обычаи, щедра и достаточно богата, чтоб достойно принять в доме или юрте гостя. 

В случае смерти человека вся семья распределяла между своими членами определенные функции: кто-то сообщал о смерти людям, кто-то занимался непосредственно вопросами погребения, кто-то отвечал за прием гостей и угощение для поминок. Существует обычай «кошумча»: родственники материально помогают семье усопшего. Безразличие к смерти родича осуждается.

Как выбиралось время для свадебной церемонии

Если учитывать, что Белоруссия — это православная страна по большей части, то логично предположить, что такие увеселительные мероприятия не рекомендовались в период постов, особенно четырех великих:

  • Успенского;
  • Великиго;
  • Петровского;
  • Рожденственского.

Также были особенные даты, в которые не рекомендовалось проводить торжество. Например, май месяц, канун любого церковного праздника, во вторник и четверг, а также неблагоприятным считался для свадеб високосный год. Но помимо неблагоприятных периодов существовал обычай, который не рекомендовал проводить свадьбы в течение года после смерти родственника любой степени родства.

Наиболее благоприятными временами для проведения свадебных торжеств считались следующие периоды:

  • с конца августа до Рождественского посла. Исключение — специальная поминальная неделя;
  • время от Крещения до праздника Масленицы. Иначе он назывался зимним Мясоедом.

Исключая любой из неблагоприятных дней, семья могла выбрать любое подходящее время свадьбы на свое усмотрение по согласованию друг с другом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий